Прекрасная Берта

Черты лица Берты Моризо хорошо знакомы любителям живописи — эту изящную брюнетку с глубоким, задумчивым взглядом темных глаз часто просил позировать для своих работ Эдуар Мане. Они познакомились в Лувре в 1868 году где Берта привыкла работать с юных лет, копируя картины старых мастеров. Через Мане она быстро вошла в крут импрессионистов, тем более что в своем творчестве она уже давно развивалась в сходном направлении. Определяющее влияние на ее становление как художника оказал Камиль Коро, охотно работавший с нею на пленэре. Общаясь с Мане, Берта присматривалась к его методу — поискам выразительной композиции, цветового «ключа» и работы с живой» моделью. Тем не менее она не стала его подражательницей — напротив, Эдуар Мане ценил остроту глаза Берты и накопленный ею большой опыт работы на пленэре. В подходе к задачам реального освещения она была намного радикальнее Мане и даже оказала существенное влияние на его манеру. В 1874 году мадемуазель Моризо выйдет замуж за Эжена Мане, брата Эдуара.

Эдуар Мане. Отдыхающая. Портрет Берты Моризо. 1870.
Эдуар Мане.
Отдыхающая. Портрет Берты Моризо. 1870.
Провиденс (США, штат Род-Айленд), Музей Школы Рисунка
Художнице надолго запомнилось позирование для этой картины. Ее дочь вспоминала рассказ матери о том, что Мане долго выбирал позу и наконец заставил Берту поджать ногу. Линейный ритм картины действительно образует одно неразрывное целое с контурами, плавно перетекающими от предметов обстановки к пленительной женской фигуре.

Эдуар Мане. На балконе. 1868 — 1869.
Эдуар Мане.
На балконе. 1868 — 1869.
Париж, Музей дОрсе
Для образа женщины, сидящей на балконе и чуть отрешенно глядящей куда-то в сторону, мимо зрителя, Мане попросил позировать Берту Моризо. В трио фигур это, несомненно, ведущий образ: он привлекает к себе основное внимание и изящной позой, и выразительностью черт лица. Сцена в целом представляет собой своеобразную режиссерскую постановку, где художник пробует решить одновременно и пластическую, и психологическую задачи в пространстве формально не интерьерном, но все-таки камерном.