Женский взгляд

Берта Моризо родилась в Бурже в 1841 году. Она приходилась внучкой знаменитому французскому живописцу и графику Оноре Фрагонару. Талант ее обнаружился очень рано, с шестнадцати лет Берта брала уроки живописи у Шокарна, затем у Гишара (ученика Энгра и Делакруа). Очень ценил художественную восприимчивость Берты Камиль Коро, открывший ей многие секреты тональной живописи. В 1864 году работы Моризо впервые появились на Салоне. Она никогда не стремилась к изображению шумной, беспорядочной жизни парижских улиц, ресторанов, театров и кафе-шантанов. Ее мир — это тихий, уютный домашний мир, атмосфера семьи, близких и доверительных отношений. Прочно связанная своим происхождением с кругом средней буржуазии, с ее добропорядочным существованием, она не стремится его нарушить. Напротив, художница находит особо задушевные, лирические интонации, раскрывая ценность интимной душевной жизни человека, ощущающего свою защищенность от внешних невзгод. Ее не интересовало изображение обнаженной натуры как таковой, однако очень ярко и в то же время с деликатностью и тактом он позволяет зрителю прикоснуться к сложному миру женской чувственности.

Берта Моризо. Девушка на балу. 1875.
Берта Моризо.
Девушка на балу. 1875.
Париж, Музей Мармоттан
Портрет можно назвать тематическим - художница моделирует ситуацию с переживаниями молодой девушки во время бала. Веер, прикрывающий ее взволнованное лицо от посторонних взглядов, в то же время служит цветовым «камертоном» всей композиции. Стремительный мазок словно повествует о бурлящем потоке эмоций.

Берта Моризо. Мать и сестра художницы. 1869 — 1870.
Берта Моризо.
Мать и сестра художницы. 1869 — 1870.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Мать Берты и во времена юности художницы, и тогда, когда та уже стала известна публике и коллекционерам, принимала живейшее участие в успехах дочери. Она остро переживала полемику в прессе, развернувшуюся после первой выставки импрессионистов в апреле 1874 года, на которую ее дочь представила девять своих работ.

Берта Моризо. Психея. 1876.
Берта Моризо.
Психея. 1876.
Лугано (Швейцария), собрание Тиссен-Борнемиса
Тема женщины за туалетом принадлежит к разряду классических, начиная с эпохи Ренессанса. Моризо не стремится, как это часто делали художники-мужчины, разоблачать то, что скрывается за фасадом женской привлекательности. Эротическое начало всегда пронизано у нее поэзией и нежностью, вторящими здесь тому взволнованному интересу к себе, которым сопровождается пробуждение женственности у молодых девушек.