Фигура в пейзаже

Органично связать человеческую фигуру с пейзажем при работе на пленэре — задача отнюдь не из простых. Дело в том, что реальный свет распределяется неравномерно, а это лишает пластической цельности не только ее — если не учесть этот фактор, вся картина начнет «распадаться» на отдельные, не связанные между собой цветовые зоны. Многое зависит от дистанции, точки зрения и характера фона. Среди импрессионистов одним из первых за решение этой проблемы взялся Базиль. Мане не любил далеких пейзажных перспектив, предпочитая работать «в близкой дистанции». Ренуар только в 1870-е годы выйдет к созданию масштабных, многофигурных сцен на открытом воздухе, а вот Берта Моризо быстро научилась преодолевать возникавшие здесь свето-цветовые и пластические трудности.

Берта Моризо. Гавань в Лорьене. 1869.
Берта Моризо.
Гавань в Лорьене. 1869.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Увидев эту картину, Эдуар Мане пришел в восторг — настолько удачно Берте удалось вписать фигуру в пейзаж. С сестрой Эдмой Берта много путешествовала, работая на пленэре в разных местах, при разном освещении. Место, где Эдма позирует сестре, сидя на парапете набережной, — это небольшой городок в Бретани. В том же году она оставит занятия живописью ради замужества. Берта выйдет замуж позже сестры, но художником быть не перестанет, войдя в когорту самых ярких импрессионистов.

Фредерик Базиль. Вид на деревню. 1868.
Фредерик Базиль.
Вид на деревню. 1868.
Монпелье, Музей Фабр
На Салоне 1869 года Берта Моризо восхищенно отозвалась об этой картине: «Верзила Базиль создал нечто изумительное. Масса света и солнца. Он пытается делать то, что не раз пробовали и мы, — поместить фигуру на открытом воздухе. И у него получилось».