Органично связать человеческую фигуру с пейзажем при работе
на пленэре — задача отнюдь не из простых. Дело в том, что реальный свет
распределяется неравномерно, а это лишает пластической цельности не только ее —
если не учесть этот фактор, вся картина начнет «распадаться» на отдельные, не
связанные между собой цветовые зоны. Многое зависит от дистанции, точки зрения
и характера фона. Среди импрессионистов одним из первых за решение этой
проблемы взялся Базиль. Мане не любил далеких пейзажных перспектив, предпочитая
работать «в близкой дистанции». Ренуар только в 1870-е годы выйдет к созданию
масштабных, многофигурных сцен на открытом воздухе, а вот Берта Моризо быстро
научилась преодолевать возникавшие здесь свето-цветовые и пластические
трудности.
Берта Моризо.
Гавань в Лорьене. 1869.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Увидев эту картину, Эдуар Мане пришел в восторг — настолько
удачно Берте удалось вписать фигуру в пейзаж. С сестрой Эдмой Берта много
путешествовала, работая на пленэре в разных местах, при разном освещении.
Место, где Эдма позирует сестре, сидя на парапете набережной, — это небольшой
городок в Бретани. В том же году она оставит занятия живописью ради замужества.
Берта выйдет замуж позже сестры, но художником быть не перестанет, войдя в
когорту самых ярких импрессионистов.
Фредерик Базиль.
Вид на деревню. 1868.
Монпелье, Музей Фабр
На Салоне 1869 года Берта Моризо восхищенно отозвалась об
этой картине: «Верзила Базиль создал нечто изумительное. Масса света и солнца.
Он пытается делать то, что не раз пробовали и мы, — поместить фигуру на
открытом воздухе. И у него получилось».