К концу 1871 года батиньольцы снова собрались в Париже, в
кафе Гербуа. Их строй поредел — они тяжело переживали гибель Базиля. В жизни
Мане важной вехой стал январь 1872 года - галерист Дюран-Рюэль, посетив его
мастерскую, купил 23 холста на 35 тысяч франков, а спустя несколько дней — и
другие его работы. Параллельно он покупал и продавал работы Писсарро, Моне
(Дюран-Рюэль тесно общался с ними и в Лондоне), Сислея, Дега и Ренуара.
Уже через несколько месяцев после Коммуны жизнь парижан
вошла в обычное русло, но в национальном сознании, как и в сознании художников,
многое кардинальным образом изменилось. Изменился принцип отбора членов жюри
Салона — как писали критики, Франция нуждалась в новых формах искусства.
Другими стали и художники, которым предначертано было утверждать новые пути в
искусстве. Импрессионисты вступили в пору творческой зрелости. Но пройдет еще
два года, прежде чем они предпримут шаги к организации первой совместной
выставки.
Эдуар Мане.
На пляже. 1873.
Париж, Музей д’Oрce
Импрессионисты утверждали единство человеческого
существования с окружающей средой. Они часто изображали будто невзначай
увиденные сцены, как если бы тот или другой мотив случайно попал в их поле
зрения. Однако «кадр» всегда отличается у них отточенно-крепкой композиционной
структурой.
Эдуар Мане.
Портрет Эмиля Золя. 1868.
Париж, Музей д’Орсе
Писатель Золя был одним из первых, кто поддержал
импрессионистов в прессе. Мане запечатлел друга в его кабинете, с раскрытой
книгой по искусству — это «История живописи» Шарля Блана. Справа, за большой чернильницей с
гусиным пером, видна обложка написанного Золя очерка-размышления «Новый путь
живописи: Эдуар Мане», который был опубликован в январе 1867 года в журнале «Обзор XIX века», а
затем издан отдельным выпуском.