Лидер

К концу 1871 года батиньольцы снова собрались в Париже, в кафе Гербуа. Их строй поредел — они тяжело переживали гибель Базиля. В жизни Мане важной вехой стал январь 1872 года - галерист Дюран-Рюэль, посетив его мастерскую, купил 23 холста на 35 тысяч франков, а спустя несколько дней — и другие его работы. Параллельно он покупал и продавал работы Писсарро, Моне (Дюран-Рюэль тесно общался с ними и в Лондоне), Сислея, Дега и Ренуара.
Уже через несколько месяцев после Коммуны жизнь парижан вошла в обычное русло, но в национальном сознании, как и в сознании художников, многое кардинальным образом изменилось. Изменился принцип отбора членов жюри Салона — как писали критики, Франция нуждалась в новых формах искусства. Другими стали и художники, которым предначертано было утверждать новые пути в искусстве. Импрессионисты вступили в пору творческой зрелости. Но пройдет еще два года, прежде чем они предпримут шаги к организации первой совместной выставки.

Эдуар Мане. На пляже. 1873.
Эдуар Мане.
На пляже. 1873.
Париж, Музей дOрce
Импрессионисты утверждали единство человеческого существования с окружающей средой. Они часто изображали будто невзначай увиденные сцены, как если бы тот или другой мотив случайно попал в их поле зрения. Однако «кадр» всегда отличается у них отточенно-крепкой композиционной структурой.

Эдуар Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868.
Эдуар Мане.
Портрет Эмиля Золя. 1868.
Париж, Музей дОрсе
Писатель Золя был одним из первых, кто поддержал импрессионистов в прессе. Мане запечатлел друга в его кабинете, с раскрытой книгой по искусству — это «История живописи» Шарля Блана. Справа, за большой чернильницей с гусиным пером, видна обложка написанного Золя очерка-размышления «Новый путь живописи: Эдуар Мане», который был опубликован в январе 1867 года в журнале «Обзор XIX века», а затем издан отдельным выпуском.