1874 год важен как дата первой выставки импрессионистов и
появления самого термина, впервые прозвучавшего в одном из ее обзоров в прессе.
Однако «импрессионистской» она видится лишь в исторической перспективе. Среди
30 участников далеко не все были импрессионистами — для покрытия расходов
привлекали всех друзей. Долгое время считалось, что импрессионисты были ярыми
противниками Салона. Однако это не так. Эдуар Мане выставлялся на Салоне с 1859
года и только иногда получал отказ — более того, именно после благоприятных
отзывов на его картину Кружка пива, показанную на Салоне 1873 года, началась
всемирная слава Моне. Впрочем, он действительно не очень-то стремился на Салон
— даже любимый им формат картин не соответствовал стандартам этой выставки.
Салон обычно открывался в мае, и импрессионисты, видимо,
решили упредить это мероприятие, организовав свою выставку в апреле. Их друг
фотограф Гаспар Феликс Надар, друживший еще с Делакруа, а в конце 1860-х годов
сблизившийся с Мане, предоставил им бесплатно свое ателье на бульваре
Капуцинок. С посетителей взимали один франк. Выставка была открыта не только в
дневное время, но и вечером, чтобы ее могли посетить те, кто работает днем.
Клод Моне.
Впечатление. Восход солнца. 1872.
Париж, Музей Мармоттан
На выставке в ателье Надара Моне показал пять картин, в том
числе пейзаж с видом гавани на рассвете, написанный в обычной для него
свободной манере. Название этой картины, обыгранное критиком Леруа в его
статье, помещенной в парижской газете «Шаривари» от 25 апреля, дало определение
всему направлению. Но утвердилось это направление далеко не сразу, и на всех
выставках импрессионистов вместе с ними будут выставляться художники — друзья и
знакомые, — имевшие весьма отдаленное отношение к новому течению.
Камиль Писсарро.
Вспаханное поле. 1874.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина
Писсарро показал на выставке пять своих пейзажей, большей
частью виды Понтуаза и его окрестностей. Писарро взялся организовать и разведку
картин участников. Путем голосования определяли, где и какую картину повесить.
Каждый участник платил 60 франков за право показать две картины, но на деле все
выставляли столько картин, сколько хотели.