Больше чем импрессионист

В Париже Уистлер поступил в школу Глейра, где сблизился с Фантен-Латуром и Дега. Он словно губка впитывал новые веяния. Много общался с художниками — прежде всего, с кружком, складывавшимся вокруг Эдуара Мане в кафе Гербуа. Но не только с ними: Париж привлекал новыми тенденциями в театре, литературе и музыке (не зря многие картины Уистлера имеют в названии музыкальные термины). В 1859 году Уистлер обосновался в Лондоне, куда переехала и его мать, однако часто посещал Париж, где имел множество друзей, а с 1884 года проживет здесь подряд несколько лет. Были еще два места, которые охотно посещал этот уроженец Нового Света. Первое — это курорт Трувиль, где в 1860-е годы сложилась целая колония художников-пленэристов и где работали такие приверженцы пленэра среди будущих импрессионистов, как Моне и Моризо. Второе — город, обогативший живописное видение не одного поколения художников: речь идет о Венеции.

Джеймс Уистлер. Старый мост Баттерси. Ноктюрн в синем и золотом. 1872 — 1873.
Джеймс Уистлер.
Старый мост Баттерси. Ноктюрн в синем и золотом. 1872 — 1873.
Лондон, Галерея Тейт
В этом пейзаже особенно заметна близость элегантных, живописно-текучих приемов Уистлера манере Клода Моне. Возможно, впечатления от лондонских туманов воздействовали сходным образом на развитие живописного мышления у того и другого. Картину с видом моста в вечернем тумане, выставленную в лондонской галерее Гросвенор, не поняла публика и не приняли художественные критики — более того, ведущий критик Джон Рёскин прямо осудил ее. Тогда Уистлер подал на него в суд и, в конце концов, выиграл дело, однако этот процесс сделал его нищим; ему пришлось продавать с аукциона и свои картины, и собранную им коллекцию произведений восточного искусства.

Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета. 1875.
Джеймс Уистлер.
Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета. 1875.
Детройт, Художественный институт
Уистлер стремился к собственному языку выразительных средств и в чем-то прокладывал путь, по сути, абстрактному искусству. Ему удалось органично синтезировать элементы, заложенные в реализме, импрессионизме и символизме. Сегодня трудно понять, почему изображение фейерверка на фоне ночного неба было воспринято современниками художника, в том числе столь именитым критиком, как Джон Рёскин, как радикальный вызов общественному вкусу.