Темы и образы. Парижские кафе

Париж по праву считался городом, созданным для наслаждения чувств и глаз. И все места, которые могли доставить такие наслаждения, оказались в поле зрения импрессионистов: сцена, коридоры и зрительный зал Гран Опера, цирк Фернандо, бар «Фоли-Бержер», танцевальные залы на Монмартре, бордели у Порт Сен-Дени и, разумеется, Парижские бульвары с их многочисленными кафе. В конце XIX века на территории французской столицы было более 24 тысяч кафе. Многие кафе объединяли людей по интересам: для импрессионистов таким местом общения стало кафе Гербуа, а с 1875 года - кафе «Новые Афины» на площади Пигаль. Завсегдатаями там были Мане, Дега, Дебутен, Зандоменеги, Кайботт, часто заходили также Сезанн, Моне, Писсарро и Ренуар, а спустя пару лет к ним присоединится и Гоген.

Эдуар Мане. Слива. 1878.
Эдуар Мане.
Слива. 1878.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Мане всегда оставался верен себе в своем интересе к передаче внутреннего состояния человека — пусть самого обычного, ничем не примечательного. Девушка пришла на свидание, и, по всей видимости, ее ожидание напрасно — во взгляде застыло разочарование, к сливе, лежащей в вазочке, она так и не притронулась, сигарета в руке погасла. Смутный рисунок решетки за ее шляпкой словно вторит неясному потоку ее переживаний.

Эдгар Дега. Абсент. 1876.
Эдгар Дега.
Абсент. 1876.
Париж, Музей дOрce
Сам художник назвал картину В кафе. Запечатлена типичная сценка в парижском кафе — в данном случае это «Новые Афины» на Монмартре. На переднем плане видна чернильница с пером и газета. Мужчина с трубкой — художник и гравер Марселин Дебутен, перед ним стоит бокал с популярным тогда аперитивом «Мазагран». Женщина рядом с ним — актриса Эллен Андре, перед нею стоит рюмка с абсентом, любимым «зельем» среднего класса. Подсчитано, что до 1874 года французы выпивали два миллиона галлонов абсента в год. Абсент — это смесь аниса и мяты с добавкой экстракта растения, дающего небольшой, но как впоследствии выяснилось, небезопасный наркотический эффект: его жертвами стали Ван Гог и Тулуз-Лотрек.

Эдгар Дега. Женщины на террасе кафе вечером. 1877.
Эдгар Дега.
Женщины на террасе кафе вечером. 1877.
Париж, Музей дОрсе
Безостановочный ритм сразу втягивает зрителя в пространство картины. Ощущается оживление, наполняющее вечернюю улицу с ее мерцающим светом фонарей и неясными тенями. Группу фигур на переднем плане - с двумя встречными траекториями движения — с логической точностью удерживают в композиционном равновесии стойки кафе. Картина привлекала всеобщее внимание на третьей выставке импрессионистов — и виртуозной простотой компоновки, и откровенностью содержания. Нетрудно догадаться, что эти женщины расположились здесь в ожидании очередных клиентов — та, что постукивает большим пальцем о зуб, похоже, озабочена тем, что предыдущий заплатил ей недостаточно. Художник и сам признавало, что его картина «излишне цинична и жестока».