Третья выставка: сохранить единство

При общей тематике (среди этих тем — Париж и провинция, интимный, камерный портрет и лирически решенные бытовые сцены) импрессионисты сильно отличались друг от друга манерой письма. Отсутствие стандартов делало их группу все более заметной в насыщенной панораме европейской художественной жизни. Этому — даже при отрицательном резонансе в прессе — способствовали также проведенные ими семь совместных выставок. Главную роль в подготовке третьей выставки, состоявшейся 6 — 28 апреля 1877 года, — роль и финансовую, и организационную — взял на себя Гюстав Кайботт. Он снял помещение на улице Пелетье, вместе с Ренуаром занимался развеской. Часть картин происходила из собственной коллекции Кайботта: еще в 1875 году на неудачном аукционе в отеле Дрюо он купил картину Моне Завтрак 1866 года. По сути, он продолжил дело Базиля — и в поддержании коллективного духа в группе, и в конкретной финансовой помощи ее членам: так, он снял для Моне комнату, у окна которой тот писал свои виды вокзала Сен-Лазар. На третьей выставке Кайботт купил большое полотно Ренуара Бал в Мулен де ла Галетт. Всего в ней участвовали 18 художников, выставившие 240 работ, в том числе акварели, рисунки и офорты.

Эдгар Дега. Песнь собаки. Ок. 1876.
Эдгар Дега.
Песнь собаки. Ок. 1876.
Частное собрание
Живописное очарование этой ночной сцены завораживает. Название относится к популярной в кабаре и кафе-шантанах того времени песенке «от лица» собаки. Ей и подражает певица своим жестом и мимикой. Место действия — кафе «Амбассадор» на Елисейских полях. Огни китайских фонарей отбрасывают резкие тени на фигуру певицы, превращая ее лицо с яркой косметикой в гротескную маску.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877.
Пьер Огюст Ренуар.
Портрет Жанны Самари. 1877.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С Пушкина
В середине 1870-х годов немаловажное значение для Ренуара приобретает поддержка со стороны его мецената, крупного издателя Жоржа Шарпантье. В его доме он и познакомился с актрисой Жанной Самари. Спустя несколько лет портрет купил муж актрисы Поль Лагард. В 1903 году тот уступил полотно Дюран-Рюэлю, который продал ее через год русскому коллекционеру Морозову.