Четвертая выставка. Переломный 1879-й

В 1878 году главным событием парижской жизни была Всемирная выставка. Организаторы художественного отдела, чтобы не вступать в соперничество с Салоном, решили не выставлять работ здравствующих художников. Кайботт приложил все усилия, чтобы параллельно, в июне, провести четвертую выставку импрессионистов, но у тех еще не прошло разочарование в предыдущей, третьей выставке, не принесшей им ожидаемой удачи в финансовом плане (хотя они и нашли там ряд новых меценатов-коллекционеров). Сезанн уединился в Эстаке, Мане, пребывавший в депрессии, решил отказаться даже от представления своих картин жюри Салона, чтобы не получить еще один унизительный отказ. У Моне родился второй сын, Мишель, картины его не покупались, поддерживавший его меценат Гошеде разорился. Четвертая выставка, основной движущей силой в подготовке которой были Дега и Кайботт, состоялась весной 1879 года (10 апреля — 10 мая) на авеню Л'Опера, 28. 16 художников выставивили на ней 260 произведений. Семеро участвовали впервые, среди них - Мэри Бракмон, Мэри Кэссет, Жан Луи Форен, Федерико Зандоменеги и Поль Гоген. Не было Сезанна, Гийомена, Сислея, Ренуара, у которого приняли работы на Салон, и Берты Моризо, только что родившей дочь Жюли. Выставка оказалась успешной, впервые ее участникам выплатили гонорар, составлявший 439 франков. И хотя общий тон критических обзоров оставался саркастическим, постепенно пробивались голоса трезвой оценки и признания.

Пьер Огюст Ренуар. Мадам Шарпантье с детьми. 1878.
Пьер Огюст Ренуар.
Мадам Шарпантье с детьми. 1878.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Эта картина, представленная на Салоне 1879 года, а не на выставке импрессионистов, сыграла важную роль в жизни художника. Она получила самые благоприятные отзывы в прессе, и, по сути, с нее началась для Ренуара эра финансовой стабильности. Мадам Шарпантье была образованной женщиной. В ее Салоне собирались литераторы, художники, политики, и она много сделала для пропаганды искусства импрессионистов. Ренуар запечатлел ее с детьми: старшая, Жоржетт, сидит на собаке, рядом на софе — ее братишка Поль, родившийся в 1875 году (его крестным отцом был Эмиль Золя). Он похож на сестру и прической, и платьем — в те времена всех малышей до пяти лет одевали как девочек.

Клод Моне. Улица Монторгей в Париже в праздник 30 июня 1878 года. 1878.
Клод Моне.
Улица Монторгей в Париже в праздник 30 июня 1878 года. 1878.
Париж, Музей дOрce
Моне отобразил, судя по дате, торжества, связанные с проведением в Париже Всемирной выставки, но, возможно, запечатлен и день взятия Бастилии, национальный праздник 14 июля, поскольку название картины появилось позднее. Уже в 1920 году художник вспоминал: «Я всегда любил флаги. Я шел по улице Монторгей, где развевались флаги и были толпы людей с мольбертом и красками. Выбрал балкон, вскарабкался по лестнице, попросил разрешения поработать; и они не возражали». В этом динамичном ритме мазков открытых, ярких цветов уже чувствуется предвосхищение безудержно-свободной живописи фовистов.