В 1878 году главным событием парижской жизни была Всемирная
выставка. Организаторы художественного отдела, чтобы не вступать в
соперничество с Салоном, решили не выставлять работ здравствующих художников.
Кайботт приложил все усилия, чтобы параллельно, в июне, провести четвертую
выставку импрессионистов, но у тех еще не прошло разочарование в предыдущей,
третьей выставке, не принесшей им ожидаемой удачи в финансовом плане (хотя они
и нашли там ряд новых меценатов-коллекционеров). Сезанн уединился в Эстаке,
Мане, пребывавший в депрессии, решил отказаться даже от представления своих
картин жюри Салона, чтобы не получить еще один унизительный отказ. У Моне
родился второй сын, Мишель, картины его не покупались, поддерживавший его
меценат Гошеде разорился. Четвертая выставка, основной движущей силой в
подготовке которой были Дега и Кайботт, состоялась весной 1879 года (10 апреля
— 10 мая) на авеню Л'Опера, 28. 16 художников выставивили на ней 260
произведений. Семеро участвовали впервые, среди них - Мэри Бракмон, Мэри
Кэссет, Жан Луи Форен, Федерико Зандоменеги и Поль Гоген. Не было Сезанна,
Гийомена, Сислея, Ренуара, у которого приняли работы на Салон, и Берты Моризо,
только что родившей дочь Жюли. Выставка оказалась успешной, впервые ее участникам
выплатили гонорар, составлявший 439 франков. И хотя общий тон критических
обзоров оставался саркастическим, постепенно пробивались голоса трезвой оценки
и признания.
Пьер Огюст Ренуар.
Мадам Шарпантье с детьми. 1878.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Эта картина, представленная на Салоне 1879 года, а не на
выставке импрессионистов, сыграла важную роль в жизни художника. Она получила
самые благоприятные отзывы в прессе, и, по сути, с нее началась для Ренуара эра
финансовой стабильности. Мадам Шарпантье была образованной женщиной. В ее
Салоне собирались литераторы, художники, политики, и она много сделала для
пропаганды искусства импрессионистов. Ренуар запечатлел ее с детьми: старшая,
Жоржетт, сидит на собаке, рядом на софе — ее братишка Поль, родившийся в 1875
году (его крестным отцом был Эмиль Золя). Он похож на сестру и прической, и
платьем — в те времена всех малышей до пяти лет одевали как девочек.
Клод Моне.
Улица Монторгей в Париже в праздник 30 июня 1878 года. 1878.
Париж, Музей д’Oрce
Моне отобразил, судя по дате, торжества, связанные с
проведением в Париже Всемирной выставки, но, возможно, запечатлен и день взятия
Бастилии, национальный праздник 14 июля, поскольку название картины появилось
позднее. Уже в 1920 году художник вспоминал: «Я всегда любил флаги. Я шел по
улице Монторгей, где развевались флаги и были толпы людей с мольбертом и
красками. Выбрал балкон, вскарабкался по лестнице, попросил разрешения
поработать; и они не возражали». В этом динамичном ритме мазков открытых, ярких
цветов уже чувствуется предвосхищение безудержно-свободной живописи фовистов.