В продолжение темы: реализм жив

Критик Монжуайе писал о Кайботте в 1879 году: «Импрессионисты приветствовали его как долгожданного новобранца... У него была та особая, необычная смелость, присущая лишь тем, кто собственным трудом заработал свое богатство. Я знаю очень немного людей, кто, подобно ему, забыл о том, что и он вышел из этой среды, и полагал, что ему уготовано проложить собственный путь в этом мире». Дарование Гюстава Кайботта ярче всего раскрылось в изображении Парижа, этой крупнейшей европейской столицы, быстро менявшей с середины XIX века свой прежний облик. Он не боится обращаться к мотивам, уже освоенным другими художниками, — например, изображая Европейский мост с его металлическими конструкциями (сооружен в 1865 — 1868), который уже писали Мане, Моне, Беро и де Ниттис. На месте Кайботт обычно делал много подготовительных рисунков, а окончательную композицию находил в своей мастерской - собственном роскошном доме на углу улиц Миромениль и Лиссабонской. Под влиянием Клода Моне Кайботт писал и пейзажи с видами Сены в Аржантейе. Гюстав Кайботт умер довольно рано, в сорок четыре года. Он всегда помогал друзьям, покупая их картины, а свою коллекцию произведений импрессионистов завещал Люксембургскому музею. Ныне она входит в собрание живописи музея дОрсе.

Гюстав Кайботт. Парижская улица в дождь. 1877.
Гюстав Кайботт.
Парижская улица в дождь. 1877.
Чикаго, Художественный институт
Предельно точное изображение городской жизни в ее повседневном ритме было важной целью импрессионистов. Они стремились передать воздействие большого города на эмоциональную жизнь и сам строй личности современного человека. Кайботт избирает типичный уголок нового Парижа. Его изображение предельно реалистично.

Гюстав Кайботт. Апельсиновые деревья. 1878.
Гюстав Кайботт.
Апельсиновые деревья. 1878.
Собрание Джонса Века (в экспозиции музея Хьюстона, США)
На картине изображена терраса в имении Кайботтов в Йере. Гюстав запечатлел своего брата Марселя и молоденькую кузину Зою. Эта картина Кайботта свидетельствует, сколь неоднозначным было движение импрессионистов: их младший собрат всегда стремился к отточенной завершенности форм.