Писсарро

Начиная с 1870-х годов жизнь Писсарро проходила, в основном, в Понтуазе, где. он с семьей арендовал то один дом, то другой. Писсарро называли «вторым Милле», который, как и он, поселился в деревне, но Камиля задевало это сравнение — известна его реплика: «В меня кидаются Милле, но Милле библейский, а для еврея это, кажется, слишком». Тем не менее, когда после смерти Милле в 1875 году повысился спрос на сельские пейзажи, это сразу сказалось на финансовом положении Писсарро. Он без устали пишет пейзажи с видами Сены, деревьями в цвету или покрытыми инеем дорогами, полями; фигуры же оставались слабым местом в его технике. Параллельно он осваивает живопись гуашью, делает гравюры. Тесные связи он поддерживал с Арманом Гийоменом и Полем Сезанном, хотя творческие устремления последнего были далеки от реализма Писсарро. В 1883 году в галерее Дюран-Рюэля проходит его персональная выставка, а в 1885-м он увлекается теориями пуантилистов - с Синьяком и Сёра он познакомился через Гийомена. Именно он будет настаивать на том, чтобы их работы были приняты на восьмую выставку импрессионистов.

Камиль Писсарро. Красные крыши. 1877.
Камиль Писсарро.
Красные крыши. 1877.
Париж, Музей дОрсе
Пейзажи Писсарро, объективного и основательного, просты по мотивы; многие он писал, не отходя далеко от дома. Вернувшись из Англии после войны, художник снова поселился с семьей в Понтуазе — деревне с видом на долину и реку Уазу В ясные дни оттуда можно было увидеть даже Париж.

Камиль Писсарро. Фруктовый сад в Понтуазе. Весна. 1877.
Камиль Писсарро.
Фруктовый сад в Понтуазе. Весна. 1877.
Париж, Музей дОрсе
Писсарро — несравненный мастер тональной живописи. Жемчужно-серая гамма его «пасмурных» картин насыщена бесконечным разнообразием цветов, наложенных дробными пятнами и мазками, идущими в разных направлениях.