Время перемен

С 15 мая по 15 июня 1886 года на улице Лафит, 1, прошла восьмая выставка импрессионистов, ставшая последним их выступлением в составе группы. В «Выставке живописи» (так гласила афиша), приняли участие 17 художников, представившие 249 произведений; ее организацию финансировали Берта Моризо и ее муж Эжен Мане. Сама Берта показала 14 произведений Писсаро представил 20 pабот и 10 — его сын Люсьен, для которого эта выставка была первой. Лишь пять человек — Дега, Гийомен, Моризо, Писсарро и Ренуар — остались от состава участников первой выставки 1874 года. Рок финансового неуспеха, видимо, тяготел над выставками импрессионистов. Восьмая в этом плане повторила судьбу предыдущего малом коммерческом результате для ее участников сообщала в письме к Моне и Берта Моризо.
В 1883 году Поль Гоген решил окончательно посвятить себя живописи. По примеру Писсарро, он перевозит семью в Руан, в Нормандию — жизнь в Париже обходится ему слишком дорого. Однако в провинции его картин не понимают и не покупают. В 1884 году его жена Метте, забрав пятерых детей, возвращается к родителям в Копенгаген. В 1886 году, приняв участие в последней выставке импрессионистов, Гоген переезжает в Понт-Авен, в Бретань, где начнется новый этап его творчества и новая страница в истории современной живописи.
Сезанн, несмотря на то, что был ровесником многих импрессионистов, стал первым представителем постимпрессионизма. Он развивался, идя с момента становления импрессионизма как бы параллельным с ним курсом. Напротив, Поль Гоген и Винсент Ван Гог соприкоснулись с импрессионизмом уже на «излете» его классической фазы.

Клод Моне. Бордигера. 1884.
Клод Моне.
Бордигера. 1884.
Чикаго, Художественный институт

Поль Гоген. Натюрморт с мандолиной. 1885.
Поль Гоген.
Натюрморт с мандолиной. 1885.
Париж, Музей дOpсe
Натюрморт, помимо великолепного букета цветов, включает также две очень дорогие для его автора вещи — мандолину; на которой Гоген научился играть довольно сносно, и пейзаж из его личной коллекции, край которого виден на стене. Скорее всего, это работа Писсарро, с которым они тесно общались начиная с 1870-х годов.