С 15 мая по 15 июня 1886 года на улице Лафит, 1, прошла
восьмая выставка импрессионистов, ставшая последним их выступлением в составе
группы. В «Выставке живописи» (так гласила афиша), приняли участие 17
художников, представившие 249 произведений; ее организацию финансировали Берта
Моризо и ее муж Эжен Мане. Сама Берта показала 14 произведений Писсаро
представил 20 pабот и 10 — его сын Люсьен, для которого эта выставка была
первой. Лишь пять человек — Дега, Гийомен, Моризо, Писсарро и Ренуар — остались
от состава участников первой выставки 1874 года. Рок финансового неуспеха,
видимо, тяготел над выставками импрессионистов. Восьмая в этом плане повторила
судьбу предыдущего малом коммерческом результате для ее участников сообщала в
письме к Моне и Берта Моризо.
В 1883 году Поль Гоген решил окончательно посвятить себя
живописи. По примеру Писсарро, он перевозит семью в Руан, в Нормандию — жизнь в
Париже обходится ему слишком дорого. Однако в провинции его картин не понимают
и не покупают. В 1884 году его жена Метте, забрав пятерых детей, возвращается к
родителям в Копенгаген. В 1886 году, приняв участие в последней выставке
импрессионистов, Гоген переезжает в Понт-Авен, в Бретань, где начнется новый
этап его творчества и новая страница в истории современной живописи.
Сезанн, несмотря на то, что был ровесником многих
импрессионистов, стал первым представителем постимпрессионизма. Он развивался,
идя с момента становления импрессионизма как бы параллельным с ним курсом.
Напротив, Поль Гоген и Винсент Ван Гог соприкоснулись с импрессионизмом уже на
«излете» его классической фазы.
Клод Моне.
Бордигера. 1884.
Чикаго, Художественный институт
Поль Гоген.
Натюрморт с мандолиной. 1885.
Париж, Музей д’Opсe
Натюрморт, помимо великолепного букета цветов, включает
также две очень дорогие для его автора вещи — мандолину; на которой Гоген
научился играть довольно сносно, и пейзаж из его личной коллекции, край
которого виден на стене. Скорее всего, это работа Писсарро, с которым они тесно
общались начиная с 1870-х годов.