Натюрморт — «мертвая натура» — не относился к числу
излюбленных жанров у импрессионистов, увлеченно работавших на пленэре. Но Мане
писал их на протяжении всей жизни, с 1870-х годов — все активнее, как и Сезанн.
Натюрморт оставляет художника — и его зрителя — как бы наедине с формой, ее
структурой, световыми и цветовыми закономерностями. Непревзойденным мастером
цветочного натюрморта — элегантного, эстетически выверенного — был Фантен-Латур,
которого хорошо знали и Мане, и импрессионисты, хотя он и не входил
непосредственно в их группу.
Поль Сезанн.
Десерт. 1877.
Филадельфия, Музей искусства
Поиск структурного начала определял все художественное
мышление Сезанна. Самым обычным вещам — фруктам, сосудам, скатерти — он умел
придавать монументальную значимость. Предметы становятся у него объектами,
заряженными внутренней энергией, соотношения которой и создают героическое
звучание образа. Коллекционеры, один раз купив его работу, уже не могли
обойтись без его новых произведений. У Виктора Шоке к 1891 году было не менее
32 работ художника.
Клод Моне.
Подсолнухи. 1881.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Этот натюрморт — один из лучших у Моне — произвел
неизгладимое впечатление на Ван Гога: сам мотив стал важной составляющей его
творчества. Моне беспрерывно работал на пленэре, и лишь когда этому мешали
крайне неблагоприятная погода или болезнь, оставался дома. Однако не сидел без
дела — писал цветочные натюрморты. Ритм золотистых лепестков определяет
динамику живописного построения — цветы будто борются с тенью, поворачиваясь
даже в комнате к солнцу.