Натюрморт

Натюрморт — «мертвая натура» — не относился к числу излюбленных жанров у импрессионистов, увлеченно работавших на пленэре. Но Мане писал их на протяжении всей жизни, с 1870-х годов — все активнее, как и Сезанн. Натюрморт оставляет художника — и его зрителя — как бы наедине с формой, ее структурой, световыми и цветовыми закономерностями. Непревзойденным мастером цветочного натюрморта — элегантного, эстетически выверенного — был Фантен-Латур, которого хорошо знали и Мане, и импрессионисты, хотя он и не входил непосредственно в их группу.

Поль Сезанн. Десерт. 1877.
Поль Сезанн.
Десерт. 1877.
Филадельфия, Музей искусства
Поиск структурного начала определял все художественное мышление Сезанна. Самым обычным вещам — фруктам, сосудам, скатерти — он умел придавать монументальную значимость. Предметы становятся у него объектами, заряженными внутренней энергией, соотношения которой и создают героическое звучание образа. Коллекционеры, один раз купив его работу, уже не могли обойтись без его новых произведений. У Виктора Шоке к 1891 году было не менее 32 работ художника.

Клод Моне. Подсолнухи. 1881.
Клод Моне.
Подсолнухи. 1881.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Этот натюрморт — один из лучших у Моне — произвел неизгладимое впечатление на Ван Гога: сам мотив стал важной составляющей его творчества. Моне беспрерывно работал на пленэре, и лишь когда этому мешали крайне неблагоприятная погода или болезнь, оставался дома. Однако не сидел без дела — писал цветочные натюрморты. Ритм золотистых лепестков определяет динамику живописного построения — цветы будто борются с тенью, поворачиваясь даже в комнате к солнцу.