Парижский меридиан

При всей любви к природе и наслаждении, которое импрессионисты испытывали от работы на натуре - у берега реки или на просторах полей, — они одновременно испытывали все более острый интерес к облику города. Контраст между столицей, Парижем, и другими французскими городами становился в те годы все разительнее. Время с середины XIX века вошло в историю города как «эпоха барона Османа». Назначенный главой муниципального департамента, эльзасец Георг Хаусман, ставший в Париже Жоржем Османом, развил бурную деятельность по превращению столицы в современный город. Однако пересекающая город река Сена, с ее набережными, островом Ситэ, барками и купальнями по-прежнему привлекала внимание художников.

Альфред Сислей. Баржи на канале Сен-Мартен в Париже 1870.
Альфред Сислей.
Баржи на канале Сен-Мартен в Париже 1870.
Винтертур (Швейцария), собрание Рейнхарта
Импрессионисты не стремились к созданию «парадных» видов — их интересовала повседневность, прекрасная в своей каждодневной неповторимости. Альфред Сислей — быть может, не самый яркий из импрессионистов, но, бесспорно, самый «типичный» с точки зрения сути метода. Он выбирает самые скромные мотивы, но в них всегда отчетливо звучит — как камертон — щемящая лирическая нота: мы вдруг остро ощущаем саму жизнь в ее сюиминутной, преходящей конкретности, что так редко открывается нам в повседневной суете.

Станислас Лепин. Набережная Сены; Понт-Мари. 1868.
Станислас Лепин.
Набережная Сены; Понт-Мари. 1868.
Париж, Музей дОрсе
Этот французский художник (1836 — 1892) был большим другом Коро, часто помогавшего ему советами, что сказалось на манере Лепина — утонченной тональной живописи, чрезвычайно удачно воплощавшей парижскую эстетику серого цвета. Он детально передавал новый облик Парижа, его улиц и площадей, заполненных блестящими экипажами, праздными или торопливыми прохожими. Его мотивы часто те же, что у других художников, например, Йонгкинда, но образ создается всегда свой — очень мягкий за счет нежной передачи воздушной среды.

Ян Бартолд Йонгкинд. Сена у собора Нотр-Дам. 1864.
Ян Бартолд Йонгкинд.
Сена у собора Нотр-Дам. 1864.
Париж, Музей дOpce
Голландского живописца Йонгкинда (1819 — 1891; он был также рисовальщиком и гравером, мастером офорта) хорошо знали те из импрессионистов, кто работал на побережье Ла-Манша. Йонгкинд - предшественник импрессионистов в тонкой передаче трепетно-зыбкой воздушной дымки, в которой мягко растворяются очертания домов, моста, готического собора в сердце Парижа. Порой его картины напоминают этюды — настолько динамично художник передает изменения воздушной среды и игру света на поверхности воды.