Снос целых кварталов в центральной части города позволил
создать единую структуру, образованную тройным кольцом бульваров с широкими
тротуарами, вдоль которых располагались кафе, рестораны, театры и модные
магазины и где всегда было множество прохожих, парижан и приезжих. Тема
динамичного городского пространства станет важной для Кайботта, кольцо
бульваров — это живое организующее начало парижского городского пространства —
на протяжении многих лет будут важным мотивом творчества у Писсарро. Город
обзавелся железнодорожными вокзалами, и их напряженная, безостановочная жизнь
чрезвычайно интриговала художников: им уделили внимание и Мане, и особенно
много — Моне.
Клод Моне.
Вокзал Сен-Лaзaр. 1876 — 1877.
Чикаго, Художественный институт
Желание написать виды Парижа в туманную погоду пережило у
Моне его увлечение другим «туманом» — атмосферными эффектами в соединении с
парами от локомотива. Получив разрешение от начальника вокзала Сен-Лазар в
хорошо знакомом ему квартале Батиньоль, художник написал целую серию картин.
Камиль Писсарро.
Итальянский бульвар. 1877.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Бульвары, с кафе и магазинами, заполненные толпами прохожих
в любое время года, внесли невероятную динамику и пестроту в жизнь Парижа. Это
самый впечатляющий результат реконструкции города, придавший новый масштаб и
ритм этой европейской столице. У Писсарро — целый цикл картин с видами
бульваров, в которых передана неповторимая атмосфера каждого времени года.
Гюстав Кайботт.
Снег на крышах. 1878.
Париж, Музей д’Орсе
Кайботт, живший в собственном доме в одном из фешенебельных
кварталов французской столицы, не стремился изображать парадную сторону Парижа.
Его современное, очень трезвое и в то же время невероятно поэтичное восприятие
этого города созвучно образам, возникающим во многих стихах и шансонах.