Париж 70-х

Снос целых кварталов в центральной части города позволил создать единую структуру, образованную тройным кольцом бульваров с широкими тротуарами, вдоль которых располагались кафе, рестораны, театры и модные магазины и где всегда было множество прохожих, парижан и приезжих. Тема динамичного городского пространства станет важной для Кайботта, кольцо бульваров — это живое организующее начало парижского городского пространства — на протяжении многих лет будут важным мотивом творчества у Писсарро. Город обзавелся железнодорожными вокзалами, и их напряженная, безостановочная жизнь чрезвычайно интриговала художников: им уделили внимание и Мане, и особенно много — Моне.

Клод Моне. Вокзал Сен-Лaзaр. 1876 — 1877.
Клод Моне.
Вокзал Сен-Лaзaр. 1876 — 1877.
Чикаго, Художественный институт
Желание написать виды Парижа в туманную погоду пережило у Моне его увлечение другим «туманом» — атмосферными эффектами в соединении с парами от локомотива. Получив разрешение от начальника вокзала Сен-Лазар в хорошо знакомом ему квартале Батиньоль, художник написал целую серию картин.

Камиль Писсарро. Итальянский бульвар. 1877.
Камиль Писсарро.
Итальянский бульвар. 1877.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Бульвары, с кафе и магазинами, заполненные толпами прохожих в любое время года, внесли невероятную динамику и пестроту в жизнь Парижа. Это самый впечатляющий результат реконструкции города, придавший новый масштаб и ритм этой европейской столице. У Писсарро — целый цикл картин с видами бульваров, в которых передана неповторимая атмосфера каждого времени года.

Гюстав Кайботт. Снег на крышах. 1878.
Гюстав Кайботт.
Снег на крышах. 1878.
Париж, Музей дОрсе
Кайботт, живший в собственном доме в одном из фешенебельных кварталов французской столицы, не стремился изображать парадную сторону Парижа. Его современное, очень трезвое и в то же время невероятно поэтичное восприятие этого города созвучно образам, возникающим во многих стихах и шансонах.