В 1870-е годы Ренуар вступал зрелым мастером кисти. В этот
период он создаст картины, выдвинувшие его в число лидеров импрессионизма и
обеспечившие его успех у меценатов и заказчиков.
Ренуар следует принципу фрагментирования реальной
действительности, словно режиссер выстраивая как бы случайно подсмотренные
сцены и срезая рамой фигуры персонажей, как это делает фотокамера. Подобным
приемом широко пользовался Дега, но Ренуар, в отличие от него, не стремился к
резким ракурсам и нервной динамике: он тяготел к спокойным ритмам,
непринужденным движениям, мягкому и по-юношески открытому, радостному взгляду
на мир.
Это проявляется и в созданных им портретах, которых он
всегда писал много. При том, что Ренуар никогда не стремился к меткости
психологических характеристик (а это всегда важно в работах портретного жанра),
его образы притягивают ощущением гармонии личности с внешним миром, очарованием
непосредственности, сюиминутности происходящего.
Пьер Огюст Ренуар.
Девочка с лейкой. 1876.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Особое место в творчестве художника занимает детский
портрет. Стремясь сохранить естественность выражения на лицах своих моделей, он
не заставлял детей сидеть смирно, позволяя им смеяться и резвиться и делая в
это время натурные эскизы. Затем он тщательно продумывал внешнее окружение. В
этом портрете — одном из лучших у Ренуара — это цветущий сад, который вместе с
кружевной отделкой платьица и белокурыми волосами девочки создает прелестное
обрамление пленительной свежести ее личика.
Пьер Огюст Ренуар.
Качели. 1876.
Париж, Музей д’Oрce
Место действия этой сценки — сад возле старого дома на
Монмартре, где художник снимал комнату. Известно, что Ренуар изобразил здесь
жившую по соседству девушку Жанну, а один из мужчин — это его друг, художник
Норберт Генёт. Сам мотив — детские забавы взрослых людей, вроде качания на
качелях — был популярным в XVIII веке, в искусстве рококо. Видимо, автор ощущал
потребность горожан, своих современников, в подобной иллюзии беззаботности.
Текучесть времени здесь ощущается почти физически: столь выразительны подвижные
пятна света, нетерпеливое ожидание своей очереди у девочки и неустойчивая
вертикаль качелей.