Альфред Сислей, на первый взгляд, кажется звездой «второго
ряда», но это не так — в его живописи действительно воплощено некое родовое
начало импрессионистического метода.
Срез реального пространства, пусть самого банального,
фрагментирование потока времени, лирическое переживание ускользающей
эфемерности жизни — все это несет в себе живопись Сислея. Его картины
свидетельствуют о безошибочноостром чувстве тонального строя, об умении достичь
богатства оттенков, создав у зрителя почти физическое ощущение прохладного или
теплого, но всегда напоенного свежестью воздуха.
Сислей, хотя и родился в Париже (1839), был англичанином.
Его отец, коммерсант, определил и сына в коммерческое училище в Лондоне, но там
Альфред, посещая музеи, увлекся живописью Тёрнера и Констебла, а в 1862 году
уехал в Париж и поступил в мастерскую Глейра, где обрел друзей, будущих
единомышленников — Ренуара, Базиля, Моне, Писсарро.
На первую выставку импрессионистов Сислей представил пять
работ. Уехав затем в Англию, он пишет ряд пейзажей в Хэмптон-Корте и его
окрестностях. В основном же художник работает во Франции — в Марли, Лувесьене,
Буживале, Версале.
Альфред Сислей.
Церковь в Морэ. 1893.
Руан, Музей изящных искусств
Морэ — небольшой городок близ Санса, где художник прожил
долгие годы, очень мало общаясь с внешним миром. Манера письма в поздний период
творчества Сислея почти не изменилась, оставшись такой же свободной, а в
характере форм стал заметнее эффект дематериализации — сходную эволюцию
претерпит и живопись Моне.
Альфред Сислей.
Вид на реку у берега в Сен-Мамме. 1884.
Токио, Фонд Ишибаши
Так же как Писсарро, Моне или Моризо, Сислей с увлечением
работал на пленэре. Он не стремился к необычным эффектам — использовал самую
простую композицию и сдержанную гамму. Пронизанная светом воздушная среда всегда
словно ощущается наяву в его картинах, обеспечивая гармоничное единство. К
середине 1880-х годов он, вслед за Клодом Моне, все больше начинает
использовать сложные хроматические переходы, особенно в изображении водной
поверхности и закатного неба с облаками. В финансовом отношении его жизнь
остается сложной —, его картины покупаются хуже и стоят гораздо меньше, чем
работы Ренуара или Моне.