Скромное обаяние новаций

Альфред Сислей, на первый взгляд, кажется звездой «второго ряда», но это не так — в его живописи действительно воплощено некое родовое начало импрессионистического метода.
Срез реального пространства, пусть самого банального, фрагментирование потока времени, лирическое переживание ускользающей эфемерности жизни — все это несет в себе живопись Сислея. Его картины свидетельствуют о безошибочноостром чувстве тонального строя, об умении достичь богатства оттенков, создав у зрителя почти физическое ощущение прохладного или теплого, но всегда напоенного свежестью воздуха.
Сислей, хотя и родился в Париже (1839), был англичанином. Его отец, коммерсант, определил и сына в коммерческое училище в Лондоне, но там Альфред, посещая музеи, увлекся живописью Тёрнера и Констебла, а в 1862 году уехал в Париж и поступил в мастерскую Глейра, где обрел друзей, будущих единомышленников — Ренуара, Базиля, Моне, Писсарро.
На первую выставку импрессионистов Сислей представил пять работ. Уехав затем в Англию, он пишет ряд пейзажей в Хэмптон-Корте и его окрестностях. В основном же художник работает во Франции — в Марли, Лувесьене, Буживале, Версале.

Альфред Сислей. Церковь в Морэ. 1893.
Альфред Сислей.
Церковь в Морэ. 1893.
Руан, Музей изящных искусств
Морэ — небольшой городок близ Санса, где художник прожил долгие годы, очень мало общаясь с внешним миром. Манера письма в поздний период творчества Сислея почти не изменилась, оставшись такой же свободной, а в характере форм стал заметнее эффект дематериализации — сходную эволюцию претерпит и живопись Моне.

Альфред Сислей. Вид на реку у берега в Сен-Мамме. 1884.
Альфред Сислей.
Вид на реку у берега в Сен-Мамме. 1884.
Токио, Фонд Ишибаши
Так же как Писсарро, Моне или Моризо, Сислей с увлечением работал на пленэре. Он не стремился к необычным эффектам — использовал самую простую композицию и сдержанную гамму. Пронизанная светом воздушная среда всегда словно ощущается наяву в его картинах, обеспечивая гармоничное единство. К середине 1880-х годов он, вслед за Клодом Моне, все больше начинает использовать сложные хроматические переходы, особенно в изображении водной поверхности и закатного неба с облаками. В финансовом отношении его жизнь остается сложной —, его картины покупаются хуже и стоят гораздо меньше, чем работы Ренуара или Моне.