Салон отверженных

Сегодняшнего зрителя картины художников-импрессионистов, созданные в последней трети уже позапрошлого, XIX столетия, привлекают по двум причинам. Во-первых, их авторы ничего нам не внушали и не навязывали — они лишь честно пытались поделиться с нами своими впечатлениями от увиденного в окружающем мире. Во-вторых они были искренни в своих целях: импрессионисты неуклонно и последовательно искали новые средства выражения своих тонких зрительных ощущений — сугубо субъективных, но как раз поэтому необыкновенно интересных для других представителей человеческого рода. Этот откровенный поиск адекватного изобразительного языка делает импрессионизм неотъемлемой частью современных художественных процессов.

Клод Моне. Сорока. 1868 — 1869.
Клод Моне. 
Сорока. 1868 — 1869.
Париж., Музей дOpсe

Официальные художественные выставки во Франции с 1737 по 1848 год проходили в так называемом Квадратном салоне (Salon Carre) Лувра и находились под эгидой короля. Принятие картины на выставку, одобрение ее жюри Салона, было первым шагом на пути к общественному признанию художника.
С 1850-х годов Салоны все больше превращались в грандиозные смотры произведений, отобранных в угоду официальным вкусам, отчего даже появилось выражение «салонное искусство». Картины, чем-либо не соответствовавшие этому нигде не прописанному, но жесткому «стандарту», просто отвергались жюри. Пресса на все лады обсуждала, какие художники были приняты на Салон, а какие — нет, превращая едва ли не каждую из этих ежегодных выставок в общественный скандал.
В 1863 году жюри отвергло особенно много работ — из пяти тысяч картин, представленных тремя тысячами художников, были допущены 2217 работ 988 авторов. Протесты художников и шумиха, поднятая прессой, вынудила императора Наполеона III отдать распоряжение о публичном показе всех произведений, не прошедших «цензуру» Салона. Им было отведено одно крыло Дворца промышленности.
Когда Салон отверженных 17 мая наконец открылся, в залы ринулось до семи тысяч посетителей, а всего выставку посетило больше людей, чем официальный Салон. Она важна как прецедент: импрессионистам тоже предстоит пойти по пути организации — на свой страх и риск — «альтернативных» выставок, разрушавших «стандарт восприятия» и у публики, и у критиков.

ЭДУАР МАНЕ. Уличная певица. Ок. 1862.
Эдуар Мане. 
Уличная певица. Ок. 1862.
Бостон, Музей изобразительных искусств
В серую, изысканную своей сдержанностью, основную гамму введен важный акцент — желтый кулек с виноградом. Мотив был найден художником в жизни, на парижской улице, но здесь позирует любимая натурщица Мане Викторин Мёран. Ее задумчивый взгляд устремлен вдаль, куда-то мимо зрителя. Кажется , невероятным, что этот взгляд может стать совсем другим, жестким и трезвым, как в Завтраке на траве и  Олимпии - двух картинах следующего года, ставших легендой новейшей истории живописи.

ЭДУАР МАНЕ.  Завтрак на траве. 1863.
Эдуар Мане. 
Завтрак на траве. 1863.
Париж, Музей дOpce
Картина стала «гвоздем программы» на Салоне отверженных. Ее автор использовал тему пасторали — отдыха на лоне природы, который был хорошо известен публике по картинам Возрождения. Обнаженное женское тело также не было новостью для любителей классики. Однако введение этого мотива в иной — буржуазный — контекст, воспринималось как неожиданный и острый шок. Мане, великолепно знавший классическое искусство, как бы «заставил» его вступить в диалог с новой эпохой, дав своим современникам возможность взглянуть на себя со стороны. Юношей пережив поражение революции 1848 года, Мане внутренне так и не смог принять того буржуазного духа, который восторжествовал во Франции.