Ранний Моне

В отличие от других начинающих художников своего времени, Моне не просиживал целыми днями в Лувре, делая копии с картин признанных мэтров живописи. Он предпочитал этому живое общение с природой и в этом следовал здоровой реализму Курбе, Коро и мастеров барбизонской школы. Детские и юношеские годы Моне провел в Гавре, портовом городе на берегу Атлантического океана, и в 1862 году, после того как его слабое здоровье стало давать сбои, вернулся из Парижа туда, на морской воздух. В Гавре он сблизился с работавшими там пейзажистами Яном Бартолдом Йонгкиндом и Эженом Буденом, вместе с ними писал на пленэре и научился работать в сдержанной гамме, будто изнутри наполненной мягким светом. Однако постепенно он все смелее станет вводить звучные акценты, использовать открытый цвет, разную кисть для различных участков полотна, словно выстраивая общее звучание из отдельных музыкальных партий. В нем поразительно острым было интуитивное начало, исподволь направлявшее его во всех поисках.
В картине Терраса в Сент-Адресс чувствуются отголоски японского искусства. Эта, казалось бы, простая композиция на самом деле очень сложна: пространство строится из равноправных частей — при точке зрения сверху единого центра здесь нет. Сам Моне называл ее «китайской картиной с флагами».

Клод Моне. Терраса в Сент-Адресс. 1867.
Клод Моне.
Терраса в Сент-Адресс. 1867.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
В Сент-Адресс, маленький курортный городок чуть севернее Гавра, семья Моне приезжала каждое лето. Художник пытается уловить мимолетное световое состояние видимого кусочка мира, с его быстро меняющимися облаками и свежим морским бризом. Тени он пишет не черным или серым тонами, а цветами, дополнительными к основному цвету предмета.

Клод Моне. Цветущий сад в Сент-Адресс. Ок. 1866.
Клод Моне.
Цветущий сад в Сент-Адресс. Ок. 1866.
Париж, Музей дОрсе
Композиция кажется случайно выхваченным фрагментом, но именно это заставляет зрителя чувствовать себя внутри огромного пространства. Холст кажется заполненным очень быстро, мазки выглядят стремительными, почти небрежными, однако это не так: их ритм точно рассчитан, как и общая геометрическая структура, создающая ощущение ничем не замутненной, спокойной ясности.