Первые картины импрессионистов часто принимали за этюды, и
на таких «правах» они даже попадали на Салон. Этюд, то есть мотив,
запечатленный художником с натуры, несет в себе свежесть непосредственного
контакта с видимым миром, например, природой. В картине, добиваясь равновесия
всех частей, автор часто делает композиционные перестановки, меняет
распределение цветов. Импрессионисты старались создать картину-этюд, в которой
сохранялась бы цельность первого, самого яркого впечатления. Композицию они
намеренно строят как фрагмент пространства и времени: движение света,
отсутствие глухих, темно-коричневых или черных теней создают ощущение
непрерывного потока жизни.
Эжен Буден.
Пляж в Трувиле. Ок. 1863.
Гавр, Музей изобразительных искусств
Художник смело работает в почти монохромной гамме сближенных
тонов, без ярких акцентов, создавая ощущение целостности атмосферы.
Пьер Огюст Ренуар.
Возвращение с лодочной прогулки. Ок. 1862.
Частное собрание
Это одна из первых серьезных работ Ренуара. Он попытался в
ней связать воедино композиционные приемы классической живописи, которые он
осваивал на уроках в мастерской Глейра и при посещениях Лувра, с методом работы
на пленэре. Большую роль в его развитии сыграла поездка на побережье и
знакомство с Буденом и Йонгкиндом.
Эжен Буден.
Пляж в Трувиле. 1865.
Париж, Музей д’Oрсe
Буден одним из первых перешел к «этюдной» манере письма, в
которой главным было создание общего, обостренно свежего эмоционального
впечатления. Он использует отрывистый мазок и отдельные звучные цветовые
акценты. У него учились многие начинающие импрессионисты, в частности, Моне и
Ренуар.