Должного финансового эффекта, на который рассчитывали
участники выставки на бульваре Капуцинок, их мероприятие не имело. Возможно,
кроме непонимания со стороны прессы, свою отрицательную роль сыграл здесь и
кризис, сменивший полосу экономического подъема после Коммуны и временно
сказавшийся на делах галеристов и маршанов. В 1875 году Ренуар убедил Моне,
Моризо и Сислея попробовать продать картины на аукционе в отеле Дрюо, что за
год до того с успехом осуществил
Добиньи. Аукцион сложился для его участников неудачно. За 21 картину Сислея
было выручено всего лишь две с половиной тысячи франков. Работы Моне — всего их
было 20 — уходили, в среднем, по 230 франков за картину, у Ренуара -
и того меньше: за многие давали чуть больше 100 франков. Лишь картина
Новый мост была продана за 300 франков. Ее владельцы сделали хорошее вложение —
в 1919 году это произведение ушло с аукциона за сто тысяч франков. Берта Моризо
выставила на аукцион 12 работ, и лишь одна из ее картин получила максимальную
цену в 480 франков. Публика вообще устроила скандал, сопровождая показ смехом и
оскорбительными шутками, так что пришлось даже вызывать полицию. Однако именно
после этого аукциона укрепилась связь импрессионистов с Полем Дюран-Рюэлем —
галеристом и дилером, на долгие годы ставшим их покровителем, защитником и
пропагандистом новой живописи.
Пьер Огюст Ренуар.
Новый мост. 1872.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Ренуара, как и Мане, всегда больше интересовали люди, чем
пейзаж. Даже когда ему хотелось передать свое внутреннее состояние через образ
внешнего мира и он выбирал для этого широкое, залитое массой света
пространство, будь то парижские или загородные виды, он искал в них людей.
Пожелав изобразить Новый мост, Ренуар снял номер в стоящей напротив гостинице,
а его брат Эдмон специально ходил по мосту, под каким-то предлогом заговаривая
с прохожими, чтобы те ненадолго остановились и за эту минуту Ренуар мог набросать
их силуэты.
Берта Моризо.
Игра в прятки. 1873.
Частное собрание
Первым владельцем этой картины был Эдуар Мане, который на
время дал ее Берте для показа на первой выставке импрессионистов. Как и для
картины Колыбель, моделями ей здесь служат сестра Эдма и маленькая племянница
Бланш. Картина написана маслом, но нежная деликатность письма и
полупрозрачность красочных слоев роднят ее с акварелью. В 1999 году на аукционе
Сотбис в Нью-Йорке эта картина была продана за три миллиона восемьсот тысяч
долларов.