Художественный рынок

Должного финансового эффекта, на который рассчитывали участники выставки на бульваре Капуцинок, их мероприятие не имело. Возможно, кроме непонимания со стороны прессы, свою отрицательную роль сыграл здесь и кризис, сменивший полосу экономического подъема после Коммуны и временно сказавшийся на делах галеристов и маршанов. В 1875 году Ренуар убедил Моне, Моризо и Сислея попробовать продать картины на аукционе в отеле Дрюо, что за год до того с успехом осуществил Добиньи. Аукцион сложился для его участников неудачно. За 21 картину Сислея было выручено всего лишь две с половиной тысячи франков. Работы Моне — всего их было 20 — уходили, в среднем, по 230 франков за картину, у Ренуара - и того меньше: за многие давали чуть больше 100 франков. Лишь картина Новый мост была продана за 300 франков. Ее владельцы сделали хорошее вложение — в 1919 году это произведение ушло с аукциона за сто тысяч франков. Берта Моризо выставила на аукцион 12 работ, и лишь одна из ее картин получила максимальную цену в 480 франков. Публика вообще устроила скандал, сопровождая показ смехом и оскорбительными шутками, так что пришлось даже вызывать полицию. Однако именно после этого аукциона укрепилась связь импрессионистов с Полем Дюран-Рюэлем — галеристом и дилером, на долгие годы ставшим их покровителем, защитником и пропагандистом новой живописи.

Пьер Огюст Ренуар. Новый мост. 1872.
Пьер Огюст Ренуар.
Новый мост. 1872.
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Ренуара, как и Мане, всегда больше интересовали люди, чем пейзаж. Даже когда ему хотелось передать свое внутреннее состояние через образ внешнего мира и он выбирал для этого широкое, залитое массой света пространство, будь то парижские или загородные виды, он искал в них людей. Пожелав изобразить Новый мост, Ренуар снял номер в стоящей напротив гостинице, а его брат Эдмон специально ходил по мосту, под каким-то предлогом заговаривая с прохожими, чтобы те ненадолго остановились и за эту минуту Ренуар мог набросать их силуэты.

Берта Моризо. Игра в прятки. 1873.
Берта Моризо.
Игра в прятки. 1873.
Частное собрание
Первым владельцем этой картины был Эдуар Мане, который на время дал ее Берте для показа на первой выставке импрессионистов. Как и для картины Колыбель, моделями ей здесь служат сестра Эдма и маленькая племянница Бланш. Картина написана маслом, но нежная деликатность письма и полупрозрачность красочных слоев роднят ее с акварелью. В 1999 году на аукционе Сотбис в Нью-Йорке эта картина была продана за три миллиона восемьсот тысяч долларов.