Вторая выставка. Апрель, 1876

Инициатором второй выставки импрессионистов был Дюран-Рюэль, предоставивший три зала своей галереи на улице Ле Пелетье, 11. И снова ее участники затруднились найти название для своего объединения, так что объявление «Выставка группы художников» никому ничего не говорило. Выставка была открыта с 30 марта по 30 апреля с 10 до 6 часов вечера. Из 30 участников первой выставки в ателье Надара осталось 12, всего же их было 19; каждый платил по 120 франков на расходы по организации экспозиции. Снова пригласили Мане, но он отказался, хотя только что жюри Салона отклонило две его картины. Критик Луи Эдмон Дюранти, знавший художников по кафе Гербуа, опубликовал эссе «Новая живопись: о группе художников, выставившихся в галерее Дюран-Рюэля». Он, кстати, ни разу не употребил термин «импрессионизм» в своем разборе стилистических новаций, причем анализировал живопись каждого участника отдельно, применительно к использованию ими рисунка, света и цвета. Газеты, особенно реакционные, ополчились против импрессионистов. «Фигаро»: «Пять или шесть лунатиков, среди которых есть и женщина, убогие создания, одержимые манией гениальности, соединились там, чтобы показать свои произведения». Только в сентябре в лондонском журнале «Ежемесячное обозрение искусства» появилась серьезная статья Стефана Малларме «Импрессионисты и Эдуар Мане».

Эдуар Мане. Портрет Стефана Малларме. 1876.
Эдуар Мане.
Портрет Стефана Малларме. 1876.
Париж, Музей дОрсе
Долгая дружба Мане с Малларме началась в 1873 году. Через год художник сделал пять офортов для иллюстраций сделанного поэтом перевода стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон». Квартира Малларме в квартале Батиньоль была поистине одним из культурных центров Парижа, где собирались писатели, музыканты и художники, где обсуждались творческие планы и зарождались новые веяния в искусстве.

Эдгар Дега. Танцовщица у фотографа. 1875.
Эдгар Дега.
Танцовщица у фотографа. 1875.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
В серии картин с балеринами Дега решает задачу претворения динамики в статику. Здесь балерина, став в заранее найденную позу, даже задерживает дыхание, чтобы оставаться предельно неподвижной перед фотокамерой. В пределах суженной цветовой гаммы Дега просто виртуозен: светлые контуры балетной пачки и штор на окнах создают эффект легкой прозрачности ткани.