«Среди прочих фигур, которые можно было различить при
газовом свете и под стук бильярдных шаров в кафе Гербуа, мне хотелось выделить
живописца Дега; он никогда не засиживался подолгу, этот Дега, и по наружности
был истинным парижанином, бесконечно насмешливым и остроумным». Это слова из
автобиографии «В стране памяти» критика и романиста Армана Сильвестра. Целая
глава в ней посвящена тому месту в особой художественной топографии Парижа, где
в горячих спорах формировалось творческое кредо будущих импрессионистов. Речь
идет о кафе Гербуа по улице Батиньоль, ныне бульваре Клиши, дом № 11. Парижские
кафе англо-ирландский эссеист Джордж Мур назвал «настоящей Французской академией».
В кафе Гербуа постоянно шли дискуссии на темы искусства. Тон там задавал Эдуар
Мане, а по четвергам всегда появлялись Моне, Ренуар, Фантен-Латур и Дега.
Эдгар Дега.
Скаковые лошади перед трибуной. Ок. 1879.
Париж, Музей д’Орсе
Тема спорта интересовала Дега и раньше, но он облекал ее в
«исторические» одежды, например, в картине Спартанские девушки вызывают на
состязание юношей. Появись кинематограф на полвека раньше, Дега, возможно, стал
бы режиссером — и наверняка великим. Кроме врожденного чувства ритма, он
обладал еще способностью ощущать все пространство действия целиком. Каждый его
«кадр» — и зритель ощущает это очень остро — «работает» на некое большее целое.