Мы разные, но мы вместе

«Среди прочих фигур, которые можно было различить при газовом свете и под стук бильярдных шаров в кафе Гербуа, мне хотелось выделить живописца Дега; он никогда не засиживался подолгу, этот Дега, и по наружности был истинным парижанином, бесконечно насмешливым и остроумным». Это слова из автобиографии «В стране памяти» критика и романиста Армана Сильвестра. Целая глава в ней посвящена тому месту в особой художественной топографии Парижа, где в горячих спорах формировалось творческое кредо будущих импрессионистов. Речь идет о кафе Гербуа по улице Батиньоль, ныне бульваре Клиши, дом № 11. Парижские кафе англо-ирландский эссеист Джордж Мур назвал «настоящей Французской академией». В кафе Гербуа постоянно шли дискуссии на темы искусства. Тон там задавал Эдуар Мане, а по четвергам всегда появлялись Моне, Ренуар, Фантен-Латур и Дега.

Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибуной. Ок. 1879.
Эдгар Дега.
Скаковые лошади перед трибуной. Ок. 1879.
Париж, Музей дОрсе
Тема спорта интересовала Дега и раньше, но он облекал ее в «исторические» одежды, например, в картине Спартанские девушки вызывают на состязание юношей. Появись кинематограф на полвека раньше, Дега, возможно, стал бы режиссером — и наверняка великим. Кроме врожденного чувства ритма, он обладал еще способностью ощущать все пространство действия целиком. Каждый его «кадр» — и зритель ощущает это очень остро — «работает» на некое большее целое.