Камиль Писсарро был самым старшим из импрессионистов: на два
года старше Мане, на четыре — Дега, на десять — Моне. Он родился в 1830 году на
острове Сен-Томас, входящем в группу Виргинских островов. В том же 1855 году
когда Дега поступает в Школу изящных искусств, ее посещает и приехавший в Париж
Писсарро, однако быстро переходит в Академию Сюиса. Там в 1858 или 1859 году он
знакомится с Клодом Моне, однако в кружок, собиравшийся в кафе Гербуа, войдет
лишь после знакомства с Мане в 1866 году.
Писсарро хорошо знал, что такое нужда: его родители,
занимавшиеся торговлей, переезжали из одной колонии в другую, а он работал без
устали, создавая до 150 холстов в год. Главным для него было совершенствование
и соответствие всем новым веяниям в искусстве. Писсарро развивался от
традиционного пейзажа, с упором на технику и структуру, был знаком с Коро,
своим кумиром. Тот советовал ему: «Изучайте валёры. Мы все видим по-разному Вы
видите зеленые оттенки там, где я вижу серые и светлые тона. Но совсем не
следует отказываться от валёров только потому что это находится вне наших
чувств и опыта. Без них невозможна хорошая живопись».
На Салонах пейзажи Писсарро фигурировали как работы ученика
Коро. Больше чем кто-либо из импрессионистов он писал французскую провинцию,
где жил постоянно — сначала в Понтуазе, затем в Лувесьене.
Камиль Писсарро.
Вид из Лувесьена. Ок. 1869.
Лондон, Национальная галерея
Эта деревня находится западнее Парижа, между Версалем и
Буживалем. Писсарро запечатлел ее облик на многих полотнах. Художник жил здесь
год до войны 1870 года и год после нее. Он жаловался, что после военных
действий в этих местах от полутора тысяч его картин в доме осталось только 40.
В эти десятилетия его жизнь была тесно связана и с другим городком — Понтуазом,
связанным железнодорожным сообщением с Парижем. Там он жил с начала 1866 по
1869 год и в 1872 — 1883 годах, туда часто приезжали и его друзья.
Камиль Писсарро.
Улица Эрмитаж в Понтуазе. 1867.
Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма
Кроме Коро, Писсарро многие приемы заимствовал также у
Добиньи и Курбе. У последнего, в частности, — технику применения мастихина,
ножа для очистки палитры. Это делает более разнообразной фактуру картины,
усиливает игру освещения, например, в атмосфере теплого летнего вечера,
наполняющей полотно с улицей Эрмитаж. Живя на этой улице, художник написал
около трехсот видов окрестностей Понтуаза.