Путешественники поневоле

Как показал парад авангардных течений в искусстве и архитектуре ХХ века, для художественного сознания характерно постоянное стремление к радикальному обновлению выразительных средств. Живопись уже не просто изображает — она выражает то, чему подчас невозможно найти слова, и что утвердили, сделав очевидной данностью, именно импрессионисты. Когда искусство, уже в ХХ веке, вторглось в пределы «коллективного мышления», импрессионизм многими стал восприниматься как что-то простое и даже устаревшее. Однако авангардные революции миновали, абстрактное и наивное искусство, сюрреализм и постмодернизм стали исторически «маркированными» явлениями, и импрессионизм снова обрел актуальность. Живопись его мастеров притягивает нас чарующей свежестью чувств, поражает открытым, доверчивым отношением к миру, искренним стремлением его постичь и принять.

Клод Моне. Здание Парламента. 1870 — 1871.
Клод Моне.
Здание Парламента. 1870 — 1871.
Лондон, Национальная галерея

С началом франко-прусской войны (1870 — 1871) многие парижане уехали из столицы. Художники покидали и окрестности Парижа — места, где они привыкли работать на пленэре, — когда к ним приблизились прусские войска. Ренуара призвали в армию, он находился в конном полку близ Бордо. Англичанин Сислей остался в Лувесьене, его родители были полностью разорены войной, и отныне для него настанут тяжкие времена. Сезанн уехал в деревушку Эстак возле Экса, а Моне и Писсарро оказались в Англии. Их впечатления, приобретенный ими новый живописный опыт и образовавшиеся связи с меценатами, французскими эмигрантами, сыграют важную роль во всей будущей истории импрессионизма.
Спустя годы Писсарро вспоминал: «Мы с Моне увлекались лондонским пейзажем. Моне работал в парках, а я, живя в Нижнем Норвуде... занимался эффектами тумана, снега и весны. Мы писали с натуры. Мы также посещали музеи....В особенности нас поражали пейзажисты, разделявшие наши взгляды на пленэр, свет и мимолетные эффекты». Моне был в восторге от лондонского тумана: «Лондон мне нравится больше, чем английская сельская местность. Да, я обожаю Лондон. Он словно масса, ансамбль, и при этом совсем простой. Больше всего мне нравится лондонский туман... Под его таинственным покровом однообразные, массивные кварталы становятся грандиозными». По сведениям синоптиков, зима 1870—1871 годов была самой влажной за все столетие.

Клод Моне. Гайд Парк. 1871.
Клод Моне.
Гайд Парк. 1871.
Провиденс (США, штат Род-Айленд), Школы рисунка Род-Айленда
Это вид из самого центра знаменитого лондонского общественного парка в сторону Ланкастерских ворот. Во время своего первого пребывания в английской столице Моне написал несколько пейзажей, в том числе в знаменитых лондонских парках. Художник и позже будет приезжать в английскую столицу, и созданная им серия лондонских пейзажей будет не меньше, чем, например, у прожившего там гораздо дольше Уистлера.

Камиль Писсарро. Колледж в Далвиче. 1871.
Камиль Писсарро.
Колледж в Далвиче. 1871.
Токио, собрание Ошибаши
Эта картина обнаруживает прямое влияние Моне, особенно в том, как трактована блестящая поверхность воды. Однако в бодрящей свежести всей атмосферы картины, с пластичной свободой энергичных мазков, ощутимо звучит еще один «голос» — англичанина Констебла. Несомненно, Писсарро пленил звучный контраст, который создавали облицованные красной керамической плиткой стены только что построенного колледжа.