Поль Сезанн последовательно шел к собственной системе
живописи, хотя цвето-фактурные принципы импрессионистического метода, открытые
ему Писсарро, долго оставались для него непреложным законом. Конфликтность
художественного сознания, ощущение сложности мира сочетались у него со
страстностью натуры и титанической настойчивостью. Импрессионисты по-разному
относились к Сезанну. Им восхищался Дега, а Мане был его прямым антиподом. В то
же время Сезанн дружил с Эмилем Золя, близким приятелем Мане. Правда, в 1886
году он порвет отношения с писателем, когда все заговорили о том, что в своем
романе «Творчество» тот прямо изобразил Сезанна. В том же году Поль женится
наконец на Ортанс Фике, с которой живет с 1869 года. Все чаще его имя мелькает
в изданиях символистов, а некоторые критики считают лидером импрессионистов
именно его, а не Мане.
Поль Сезанн.
Автопортрет в колпаке. 1881.
Мюнхен, Новая пинакотека
Никто из импрессионистов не писал столько автопортретов, как
Сезанн. Он изучал себя пристально, чего, наверное, не выдерживали его обычные
модели. Здесь художнику сорок два года, и он уже сформулировал для себя свою
цель в искусстве.
Поль Сезанн.
Вид на Эстак и Виль д’Иф. 1884.
Частное собрание
На рубеже 1870-х и 1880-х годов начинается так называемый
конструктивный период в творчестве художника. От ощущения мимолетного состояния
природы он переходит к поиску материальной, «конструктивной» основы мира,
сохраняя при этом весь опыт в передаче световоздушной среды.