Работа не просто на пленэре, а вдали от городской суеты,
настраивала пейзажистов барбизонской школы на эпический лад. Импрессионисты - Моне
или его друзья, которые нередко работали бок о бок с ним, — каждый раз
стремятся, прежде всего, к передаче свежего, неповторимо-нового эмоционального
состояния. Оно рождалось из реальных впечатлений или «проецировалось» на них.
Когда «опорные», неизменяемые части пейзажа — холмы, деревья, постройки — в
характере своих силуэтов совпадают с ритмом облаков в небе и характером
растительного покрова, меняющегося от сезона к сезону, тогда нужный мотив
найден, и с этого мгновения все зависит от органичности воплощения целого.
Естественность и простота исполнения у импрессионистов — явление кажущееся,
абсолютно иллюзорное: все строится на математически точном расчете.
Не зря многие импрессионисты так интересовались фотографией
(у Моне было несколько фотоаппаратов) — она дисциплинировала глаз, учила искать
закономерное в случайном, уходя от стандартных решений и привычки
идеализировать увиденное.
Пьер Огюст Ренуар.
Тропинка в высокой траве. 1874.
Париж, Музей д’Oрce
Ренуар часто работал вместе с Моне в окрестностях Аржантейя,
куда приезжал из Парижа летом довольно часто. Техника пленэрной живописи,
доведенная ими до совершенства, стала инструментом нового, подчеркнуто
лирического языка пейзажного изображения. В этом новом реализме фигуры и
природное окружение образуют неразрывное целое. Небольшие по масштабу, фигурки
людей тем не менее не просто стаффаж, оживляющий пейзажное пространство, это
структурная ось и эмоциональная доминанта. Деликатные, смешанные тона привносят
ощущение покоя, чувство особой, доверительной интимности.
Клод Моне.
Дикие маки. 1873.
Париж, Музей д’Opce
Мотив цветущих диких маков всегда привлекал Моне сложностью
живописной задачи — необходимостью гармонично согласовать контрастные цветовые
тона. Он пишет маки в 1870-е годы, когда живет в Аржантейе, и в 1890-е в
Живерни, где будет его дом, а недалеко от него — поле с маками. Купы темных
деревьев на границе земли и неба в противостоянии с пылающими пятнами маков
вносят в это полотно элемент скрытого драматизма.