Импрессионисты намеренно строили композицию как фрагмент
гораздо большего пространства. Они словно физически втягивали зрителя в
пространство изображения, придвигая мотив к передней плоскости и сжимая пространственные
планы. Это умел делать Мане, тяготевший, правда, к «интерьерному» принципу
соотношения между фигурой и пространством, даже в сценах на открытом воздухе.
Лишь его последователи, работая на пленэре, попробовали включить фигуру в более
динамичное пространство. Принцип фрагмента отчасти соотносим с фотографией, но
он, скорее, предвосхищает динамику кинокамеры.
Не случайно Моне всегда очень нравился рассказ о Тёрнере —
как тот, находясь в открытом море, привязал себя к мачте шхуны и в этом
положении писал бушующую морскую стихию. Моне всегда живо интересовался тем,
что делают его коллеги. Шарль Добиньи в 1857 году построил себе
лодку-мастерскую, которая медленно плыла вниз по течению тихой реки Уазы.
Спустя годы такую же самодвижущуюся мастерскую завел себе и Моне.
Действительно, быть внутри природной среды, ощущая токи, пронизывающие пространство,
— неповторимый опыт для пленэриста. Но даже Моне приходилось заканчивать свои
работы дома. В письме к Дюран-Рюэлю в 1866 году он пишет: «Нужно прийти в себя,
успокоиться, прежде чем сделать последний штрих. Очень трудно бывает снова
схватить тот же самый эффект».
Клод Моне.
Пляж в Трувиле. 1870.
Лондон, Национальная галерея
Непосредственная передача натурных впечатлений стала для
импрессионистов первостепенной задачей. Любопытно: анализ красочного слоя этой
«пляжной» картины показал, что в нем есть песчинки — их принесло ветром, пока
Моне работал. Подвижность воздушной среды ощущается по быстро меняющимся
облакам и резким солнечным бликам, переданным энергичными мазками белил.
Эдуар Мане.
Моне в лодке. 1874.
Мюнхен, Новая пинакотека
Стремясь уловить игру бликов на поверхности воды в сочетании
со сложной системой рефлексов, то есть отраженного цвета, Клод Моне построил
лодку-мастерскую, в которой и работал прямо на реке. Натурные «штудии» сильно
облегчила художникам технология упаковки масляных красок в тюбики с крышкой,
получившая широкое распространение только к середине XIX века. Это позволяло
краскам не пересыхать, а художникам — быстрее «организовывать» палитру и,
вообще, активнее и передвигаться, и воспринимать окружающий мир в его динамике.